С какими проблемами может столкнуться девелопер, которому достаются проблемные объекты от проблемных застройщиков. Что он вправе требовать от государства, а что - нет?
25.10.2016
Ответ на этот вопрос нам дал Председатель Арбитражного третейского суда города Москвы и спикер Urban Space 2016 Алексей Кравцов.
«Не редким явлением в современной правовой действительности являются случаи, когда завершение строительства объектов недвижимости, чаще всего – многоквартирных домов, затягивается на неопределенный срок, а иногда и вовсе не завершается. В качестве одного из способов завершения строительства таких объектов недвижимости является возможность смены застройщика в случае, если последний свои обязательства не выполняет.
В настоящее время специальные нормы, регламентирующие такую процедуру отсутствуют, в связи, с чем на практике применяются нормы Гражданского кодекса РФ по перемене лиц в обязательстве, а также административные средства (такие как переоформление разрешительной документации на строительство).
Принимая на себя обязательства по завершению строительства на брошенном объекте, застройщик может столкнуться с целым рядом проблем:
- частичное или полное отсутствие исходно-разрешительной документации на строительство;
- низкое качество уже выполненных работ на объекте;
- двойные продажи квартир (в случаях явно мошеннических действий недобросовестного застройщика)
- трудности при оценке реальных объемов обременений по проекту в случае, если денежные средства соинвесторов привлекались не путем заключения прямого договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве, а посредством т.н. «серых» схем.
Поскольку завершение строительства проблемных объектов недвижимости имеет высокую социальную значимость, власти заинтересованы в благополучном исходе ситуации. В связи с этим у нового застройщика появляется возможность договариваться о компенсациях издержек с властями для целей увеличения инвестиционной привлекательности проблемного объекта. Возможности, пределы и виды такой компенсации, как правило, устанавливаются в региональных законах, и могут включать в себя:
- отказ от доли квартир, если они предполагались к передаче в муниципальную или региональную собственность;
- выделение девелоперам, которые осуществляют дострой проблемного объекта недвижимости, компенсационных площадок (земельных участков на льготных, более выгодных условиях);
- снижение или полное исключение затрат на подключение к инженерной инфраструктуре и т.д.
В любом случае, в каждом конкретном случае застройщику необходимо проводить анализ рисков по соответствующему объекту», отмечает Алексей Кравцов.
Подробнее об этом расскажет Председатель Арбитражного третейского суда города Москвы Алексей Кравцов на Urban Space 2016 15 ноября.